Хреновское сельское поселение
Новоусманского муниципального района

О муниципальном образовании

В Географическо-статистическом словаре Российской империи[3] сообщалось, что Хреновое — село Воронежской губернии и уезда в 30 верстах от города при реке Усмани. Число жителей 1978 душ обоего пола, 233 двора. Село это возникло около 1645 г. и в 1746 г. имело 100 дворов.

Первое упоминание о поселениях в этих местах относится к 1654 году. В 12 верстах к югу от города-крепости Орлова (ныне село Орлово того же района), на правом берегу реки Усмань был поставлен «опасный острожек». Здесь же издавна в изобилии рос хрен, и это место называлось Хреновой поляной. Укреплённый пункт, созданный на этом месте, в старых документах именовался Хреновским опасным городком, а образовавшееся позднее село — Хреновым. По описанию, длина стен острожка составляла 40 сажен, в стене была рубленая четырёхугольная башня и оборонительные помостки. Службу в острожке несли 20 человек. При нападении кочевников гарнизон должен был сообщить о надвигающейся опасности в Орловскую крепость, а также принять необходимые меры к задержке неприятеля.

Сохранилось подробное описание одного нападения татар, которое произошло в 1675 году. В степи появилось 100 конных кочевников, которые осадили Хреновской острожек. Малочисленный гарнизон держался сколько мог, были посланы вестовые в Орловскую крепость. Гарнизон в острожке, видимо, был уничтожен и кочевники направились к Орлову. В документе сообщается, что кочевники многих русских людей перекололи, многих взяли в плен, захватили «конские и животинные» стада. Но вскоре орловцы, собравшись силами, разгромили кочевников, освободили пленных, вернули стада. После боя началось восстановление Хреновского острожка. Этого требовала царская грамота, где давалось указание починить в крепостях «рухомые места», чтобы кочевники снова не пришли «и дурна какова не учинили».

В 1680-е годы около Хреновского острожка начали селиться орловские солдаты. Кочевники больше сюда не приходили. Острожек постепенно разрушался, а на его месте росло село Хреновое.[4] В селе Плясово-Юрасово, располагавшемся близ села Хреновое, в начале XX века находилась усадьба педагога-математика А. П. Киселёва. На карте советского времени село ещё было обозначено как Юрасово, однако позже (в середине XX века) оно вошло в состав Хренового.[источник не указан 4172 дня]

Владельцем села Хреновое-Плясово [5]в 1860-е годы являлся Григорий Алексеевич Снежков (1810-†1879)[6], действительный статский советник, предводитель уездного дворянства в г. Усмани (1857-1864), почетный мировой судья Усманского округа, крупный землевладелец. Число крепостных душ мужского пола в селе составляло 48 человек, пахотной и усадебной земли - 142 десятины .[6] Во времена его владения были построены дворянская усадьба, конский завод рысистых лошадей. В 1864 г. в главное выкупное учреждение было направлено дело о выкупе земельных наделов временнообязанными крестьянами Г.А. Снежкова сельца Хренового-Плясова Воронежского уезда Воронежской губернии. [7]

У Снежковых имение приобрел Василий Иванович Веретенников (1816-†1873), воронежский городской глава (1858 г.). [8] Осенью 1875 года сельцо было продано наследниками Веретенникова А.П.Киселёву.

Село Рыкань. Основано в 1690 году на реке Усманка в 25 километрах от Воронежа. Входило в состав Воронежского уезда. Самые древнейшие поселения на территории села Рыкань (ныне это территория Новоусманского района Воронежской области) относятся к катакомбному периоду эпохи бронзы (конец III и первой половины II тысячелетия до н. э.). Некоторые краеведы связывают название села со словом «рык». Краевед Дмитрий Иванович Самбикин ещё в 1884 году записал со слов жителей предание о происхождении названия села. Предание говорит, что в давние времена в соседнем лесу водилось много диких зверей и они «рыкали», но это объяснение надо признать ненаучным. По всей видимости, название в какой-то степени связано с «усманью», словом тюркского происхождения (а возможно, иранского): у них общее окончание — «ан (ь)» — источник, колодезь на иранском языке.

Не исключено, что «рыкань» обозначает степной (полевой) родник (колодезь), в отличие от «усмани» — «источник каменистый». В селе очень распространена фамилия Минаковы. И не исключено, что далёкие предки рыканцев жили на тульских землях: она встречается в 1627 году в городе Белеве. Селение существовало во второй половине XVII века и было основано выходцами из Усмани-Собакиной. В 1746 году в нём насчитывалось 60 дворов.

В 1782 в селе Рыкань построена Архангельская церковь.

В 1782 году в селе насчитывалось уже 167 помещичьих крестьян, 193 однодворца и 22 ямщика.

Видным деятелем воронежской культуры прошлого был уроженец села Степан Васильевич Юшков (1781—1828), один из первых учителей первой воронежской школы — Главного народного училища. Он — автор пьесы «Опыт дружбы», целого ряда стихотворений, написанных в народном духе, переводчик. С 1812 года состоял штатным смотрителем уездного училища в Белгороде.

Во время Отечественной войны 1812 года в Рыкани уже 557 однодворцев, 7 войсковых обывателей и 46 ямщиков, из которых в армию взяли 19 человек. А через 53 года в селе — 186 дворов, в которых проживали 1529 человек, а уже в 1900 году было 402 двора, 2583 жителя, 4516 десятин надельной земли, церковь, одно общественное здание, земская и церковно-приходская школы, водяная мельница, 6 кузниц, 6 кирпичных заводов, 6 мелочных лавок, трактир, 3 чайные лавки.

В период революции 1905—1907 годов жители Рыкани приняли активное участие в революционном движении. Организаторы революционного выступления Трифон Иванович Попов, Ефим Васильевич Минаков были сосланы в город Пинегу Архангельской губернии, где находились вплоть до Февральской революции. Оставшиеся участники выступления установили позже связь с ЦК РСДРП и газетой «Правда», которая довольно часто на своих страницах сообщала о жизни села.

Вернувшись из ссылки Попов, Минаков, Михайлов в ноябре 1917 года создали в селе партийную организацию и в своём письме в ЦК партии указали, что «единственной должна быть власть в Российской республике только Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов — истинных выразителей революционной власти». 31 декабря 1917 года рыканские коммунисты написали письмо В. И. Ленину, в котором говорилось, что «в настоящее время, пользуясь Вашими указаниями, вся земля, весь живой и мёртвый инвентарь у помещиков взят нами в учёт. Будем руководствоваться Вашими указаниями, то есть всё взятое держать под строгим контролем. И всё, что будет мешать революции, будем стирать в порошок».

24 января 1918 года Рыканский большевистский комитет сообщил в секретариат ЦК, что здешняя парторганизация насчитывает 22 члена и что сельское «население, можно сказать, почти все большевики».

А 1 января 1918 года создана Рыканская волость.

В начале февраля на заседании Рыканского волостного Совета крестьянских депутатов в присутствии 27 человек было принято постановление об организации отделов — исполнительного, земельного, продовольственного, попечительского, судебного и культурно-просветительского. В одном из документов 25 мая 1918 года отмечалось, что в Рыкани существует партийный комитет и что парторганизация насчитывает более 180 человек.

В то время на южных рубежах Воронежской губернии сложилась довольно напряжённая обстановка, вызванная выступлением генерала Краснова и наступлением немецких войск на Украине. 19 февраля 1918 года секретариат ЦК партии написал письмо рыканским коммунистам, в котором спросил у них: не смогут ли они создать у себя «группу Красной социалистической армии» для защиты завоеваний революции?

В ответ на запрос рыканцы ответили, что они смогут это сделать. После изгнания белых, как вспоминала Заслуженная учительница РСФСР Анна Васильевна Шапошникова, в селе существовал женский актив, в состав которого входило две учительницы и четыре крестьянки — жены сельских коммунистов. Они заботились о десяти детях-сиротах, живших в крестьянских семьях, для которых они собирали у населения холст, продукты питания. Дети находились в крестьянских семьях до весны 1921 года, когда для них был открыт детский дом.

На заседание уездного комитета 1922 года принято решение об организации в сёлах сельскохозяйственных кооперативов-артелей, для чего были назначены специальные инструктора. В Рыканскую волость был послан Шерстюков, который 2 октября 1922 года создал артель «Чернорабочий хлебороб». Важнейшей задачей жителей села стали ликвидация последствий посевной кампании 1922 года. С нею рыканцы справились: 18 мая газета «Воронежская коммуна» отменила, что состояние посевов в Рыканской волости, исходя из пятибалльной системы, было следующим: озимые — 4, яровые — 3, травы — 4.

В 20-е годы в сёлах Воронежского уезда довольно часто проходили месячники по оказанию помощи школам и другим культурно-массовым организациям, в результате которых среди местного населения проводился сбор средств на их содержание.

В 1929 году в Рыкани организуют колхоз «Борьба», первым председателем которого стал П. Ф. Минаков. Позднее были созданы колхозы «Красная поляна» и имени 1 Мая.

Поселок Волна-Шепелиновка расположен на правом берегу реки Хавы. Возникновение его относится к началу XVIII века, по данным «ревизских сказок» за 1744 год: назывался он Хавой и числился за отставным капитаном морского флота И. Я. Шепелинским. Но тот факт, что в описываемом нами крае немало татарских названий, причем преимущественно - это название рек: Хава, Усмань, Тамлык, Чамлык и т.д., да и само название поселения - Хава, заставляет нас сделать предположение о еще более раннем его происхождении. Очевидно, что русское население этих мест на протяжении веков жило совместно с татарским, так как усвоение такого рода названий происходит при тесном и длительном общении. К тому же необходимость надежной защиты южного порубежья от татарских набегов (кочевых племен) побудила русские власти организовать дозорную и сторожевую службу на Хавских вершинах. Так, согласно «Росписи сторож»: сторожа от Носкова яра проезжали к Хавским вершинам верст на десять. У Хавских вершин стояла 3-я сторожа, от Воронежа верстах в пятнадцати. Сторожа имела разъезд вниз по реке Хава версты на три. Разъезды с Хавской стороны и от Носкова яра имели тесную связь между собой. Но есть и еще более древнее свидетельство о заселении той местности. Так, в верстах в трех от нынешней Казанской Хавы расположено городище, уходящее своими корнями далеко в глубь истории. В XIX веке на месте нынешней Казанской Хавы была расположена усадьба помещиков Шуриновых. До сегодняшнего дня остается загадкой, каким образом Шуриновы вспомнили фамилию капитана флота, жившего на сотню лет раньше, но усадьба стала называться - Шепелиновкой. После революции здесь был организован колхоз «Волна». Уже позднее из имен колхоза и бывшей усадьбы сложилось новое название населенного пункта Волна - Шепелиновка. Во внешнем облике и в планировке самой усадьбы были сохранены черты усадебной архитектуры русского классицизма начала XIX века. Для которой характерна осевая композиция с главным домом, обрамленном флигелями, с парком сзади дома, спускающимся к воде. В провинциальных усадьбах того времени интерьеры, богато обработанные росписями, лепкой и позолотой - контрастируют со сдержанной наружной отделкой фасадов. Особое место в усадебном комплексе занимала церковь в честь Казанской иконы Божьей матери, возведенная в 1845 году помещиком Дмитрием Петровичем Шуриновым - лучший на Хаве образец усадебных церквей. Она была построена в стиле позднего классицизма - нового, строгого и благородного, известного как «Николаевский Ампир» - эпоха всестороннего развития и взлета русского гения и талантов. Россия становится культурной державой мира, и в церковном строительстве, настоянием самого Императора Николая I, намечается возврат к национальным корням, складывается архитектурная мощь нового русского стиля. Храм относится к известному типу - четверик завершенный ротондой. Восемь высоких полуциркульных окон чистого рисунка делают ротонду зрительно легкой, алтарь прямоугольный с выступающей апсидой. Но достопримечательности церкви до недавних лет были внутри. Это - витраж «световая икона» Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, и редкий иконостас, ровесник церкви. Жаль, но ни оригинальному иконостасу, ни витражу не суждено было уцелеть. Хавская глубинка вовремя не была замечена музейщиками и многие ее ценности пропали. Бесценная принадлежность храма Казанской иконы Божьей Матери - его живопись. Росписи храма выполнены в общепринятой в то время технике. Сначала по сырому грунту быстро наносился рисунок, затем делались подкладки под основные тона. По высыхании живопись завершали темперными красками, основу которых составляли мелко растертые минералы разных оттенков, разведенные на яичном желтке. Выбор сюжетов внутренней росписи традиционен и связан с представлением о храме как о земном небе. В скуфье барабана - Господь Вседержитель (фреска не сохранилась), ниже в парусах, 4 евангелиста, на опорных столбах - святые. Профессиональные живописцы сумели передать в образах самое совершенное художественное воплощение православного гимна. В своем творчестве они ориентировались на мастеров Западной Европы; пытаясь взять все то лучшее, что было создано художниками эпохи Возрождения. Ведь в искусстве, как и вообще в жизни, нельзя замыкаться в узких рамках собственного бытия. Творческое осмысление иного опыта способно оказаться весьма плодотворным для развития всех сфер жизни, в том числе и искусства. Икона выполняет важную функцию межконфессионального диалога, обладая тем языком, который может быть понятен исповедующему любую традицию. Икона зиждется на Слове Божьем, икона- христоцентрична, а потому выражает общехристианские принципы. Роль иконы в современном мире возрастает. Сегодняшний мир нуждается в Образе, он многослоен, и каждой его ступени икона раскрывается по-своему. Кто хотя бы раз видел росписи Казанского храма, тот никогда не забудет удивительной симфонии красок, которые делают его интерьер торжественным и праздничным. Освящал церковь управляющий Воронежской епархией архиепископ Антоний II (Смирницкий, 1773-1846 г.г.). Причт церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Неподалеку от храма находились два подцерковных дома. На содержание причта господином Шуриновым было положено 2857 рублей. Имелось 33 десятины пахотной земли. Сверх того платилось добровольное жалование в размере 586 рублей. С построением Казанской церкви поселок приобрел название - Казанская Хава. Конечно, в усадьбе есть и парк, некогда посаженый своими владельцами Шуриновыми - он был прекрасен. В 60-х годах XVIII века наметился отход от барокко, особенно заметный в садово-парковых комплексах, где появляются строгие, классические формы - именно в этом строгом классическом стиле и был разбит усадебный парк. Но с течением времени и происшедших в социальной жизни перемен - все изменилось. Нет никого, кто бы следил и ухаживал за ним. Сейчас парк мрачный, глухой и сильно разросшийся. Он выходит к реке, словно являясь частью ее.

Стратегия развития

  • Все документы
  • Публичные отчеты
  • Отчёты

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie